В этом году Смоленск дважды принимает театральный фестиваль «Смоленский ковчег»: спустя полгода проект вернулся, чтобы вновь представить полюбившиеся театральные коллективы, которые сыграют на сцене драматического театра знакомые и новые для смоленского зрителя спектакли.
Как отметил на встрече с журналистами продюсер фестиваля «Смоленский ковчег» Валерий Беляев, «нам посчастливилось, мы опять с вами». Впервые, благодаря гранту Российского Фонда культуры, организаторы театрального праздника собрали на родине фестиваля победителей и лауреатов прошлых лет.
В течение недели зрители увидят семь спектаклей, а также смогут стать участниками мастер-классов и «круглых столов», посвященных театральному искусству. Как обычно, постановки будет оценивать жюри по традиционным для фестиваля «Смоленский ковчег» номинациям, один из конкурсных спектаклей получит «Приз зрительских симпатий».
Члены жюри и организаторы фестиваля рассказали о новом проекте и поделились своими ожиданиями и планами.
Валерий Беляев:
«Смоленский государственный академический театр имени А.С. Грибоедова и Смоленское региональное отделение Союза театральных деятелей России реализуют проект с использованием гранта, предоставленного Российским Фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура». В конкурсной программе у нас будут представлены спектакли театральных коллективов, которые неоднократно принимали участие в нашем фестивале и становились победителями и лауреатами в основных номинациях. На сцене Смоленского государственного академического театра мы увидим спектакли из Липецка, Пинска, Костромы, Мичуринска, Гомеля, Витебска и Смоленска. Они в разные годы были у нас на фестивале, становились победителями, лауреатами, номинантами. У нас есть возможность еще раз окунуться в атмосферу фестиваля. Кто-то привозит спектакли, которые уже были победителями, а кто-то, например, Костромской и Липецкий театры привозят новые спектакли. Вход у нас на конкурсные спектакли по пригласительным билетам. Это такое новшество. Мы билеты не продаем на этот фестиваль. Прерогатива при получении пригласительных отдается зрителям, которые при посещении спектаклей театра в предыдущий театральный сезон использовали «Пушкинскую карту». В рамках фестиваля в Смоленском доме актера будут проходить «круглые столы». Это тоже наше новшество, которое мы решили попробовать, раз такая возможность есть, потому что у нас такое авторитетное жюри, которое с удовольствием проведет эти мастер-классы, «круглые столы» по вопросам театрального искусства и его места в современной культуре».
Заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Совета по культуре и искусству Администрации Смоленской области, советник-эксперт Департамента Смоленской области по культуре Надежда Деверилина:
«Смоленск очень рад встречать таких именитых, таких талантливых гостей, наших участников фестиваля. Мы постараемся сделать так, чтобы их пребывание на Смоленщине было комфортным, чтобы они получили удовольствие от общения с нашим благодарным и заинтересованным зрителем, для того, чтобы они могли пообщаться друг с другом. «Круглые столы», которые великолепно были задуманы организаторами, как раз и направлены на то, чтобы существовал обмен мнениями, чтобы то, что сейчас происходит в театральной сфере, оно находило какие-то отклики, какое-то продолжение, какой-то интерес в дальнейшем».
Режиссер, театральный педагог, театральный менеджер и театральный критик Петр Куликов:
«Я хотел бы сразу сказать слова благодарности организаторам фестиваля, потому что публика, может быть, не очень знает, что такое – получить такой грант. Это конкурсная процедура, а, значит, на конкурс были выставлены идеи, цели, задачи этого фестиваля. Я благодарен организаторам фестиваля, руководителям проекта, что этот грант пришел сюда на Смоленщину. Это большой подарок зрителям, потому что посещение спектаклей бесплатное. Второе. Я очень рад такому проекту и такой теме фестиваля, потому что он дает возможность видеть победителей фестиваля еще и в развитии. Если, скажем, тот же спектакль привезли – можно видеть, как актерски он наполняется. А если другой спектакль привозят, то уже расширяешь понятие о театре, и уже более понятно, куда движется театр, в каком направлении. Это очень хорошая идея. Программа фестиваля для нас восторг, честно говоря. Мы все наши мысли о проблемах театрального искусства, о проблемах актерского искусства как-то между собой всегда обсуждаем, размышляем, куда движемся, что нужно, когда педагогические какие новшества вносить в театральную педагогику, а теперь это будет происходить открыто. Мы открыто будем вести «круглые столы», и мастера будет вести мастер-классы по режиссуре, по мастерству актера. Это такой тоже очень хороший формат, просто потрясающий формат фестиваля».
Заслуженный деятель искусств России, кандидат искусствоведения, профессор кафедр режиссуры и актерского мастерства (ГИТИС, г. Москва) Михаил Скандаров:
«По сравнению с моими коллегами, я единственный дебютирую в качестве члена жюри в Смоленске. Я-то в других городах в жюри бывал, мне это дело знакомо, и, конечно, я с удовольствием откликнулся на это приглашение. Затем познакомился с программой, и она обещает быть очень интересной. Я, можно сказать, заинтригован. Во-первых, разброс авторский потрясающий, географический разброс, к тому же фестиваль насыщен не только спектаклями, но и «круглыми столами». Будут всевозможные дискуссии, серьезные разговоры о том, что было и что будет – это все очень-очень интересно. В общем, меня ожидает интригующая неделя. А из пожеланий… Конечно, прежде всего, оргкомитету, который этим занимается, желаю благополучия, потому что я прекрасно знаю, сам неоднократно был организатором фестивалей, как это все сложно совместить. Одни театры приезжают, другие уезжают и так далее, и так далее. Это всего очень напряженное моменты. Я желаю благополучия, чтобы все им удалось, и все было, как по маслу, дай то Бог и вперед. Удачи, успехов и всего самого наилучшего».Член Союза театральных деятелей России, председатель и член жюри известных театральных фестивалей Ольга Сенаторова:
«Всех поздравляю с началом фестиваля. Мне кажется, что событие неосознаваемого пока масштаба сейчас происходит в Смоленске. Я очень не люблю тот вектор в фестивальном движении России, который называется «дружбанские фестивали». То есть мы где-то виделись, кто-то кому-то понравился, кто-то кому-то обязан: меня пригласили, я тоже обязан пригласить и так далее. Очень часто творческий уровень таких фестивалей оказывается невысоким.
Время, в которое мы существуем и позволяем себе организовывать фестивали, накладывает, как мне кажется, особую и творческую, и гражданскую ответственность на организаторов и тех, кто принимает участие в фестивале. Сейчас, когда понятие «Мы вместе» имеет не театральное, а более широкое историческое значение, думается, что и театры, которые проводят фестивали, должны перестраиваться, и должны видеть дальше тех горизонтов, к которым привыкли.
Например, фестиваль «У золотых ворот» во Владимире, задуманный как фестиваль-фестивалей лучших спектаклей России, к которому я имею непосредственное отношение, на будущее запланировал фестиваль друзей. Тех друзей, которые пришли театру на помощь три года назад, когда сгорели сцена и фойе, и когда театр принимали разные города России. Так вот, на будущий год туда приедут театры, которые стали лучшими в человеческом плане. Это друзья, которые не бросили в беде, которые оказались рядом, протянули руку помощи, предоставили свою сцену, и с которыми театр смог жить и смотреть в будущее.Что касается фестиваля «Смоленский ковчег». Я не случайно сказала, что это пока неосознаваемое событие, он первый на моем сейчас счету, он первый фестиваль, который собирает друзей, но это не «дружбанский фестиваль». Здесь создано определенное творческое пространство, пространство профессиональной требовательности, пространство ответственности всех сторон, которые принимают участие в фестивале, и это знаковый процесс. Поэтому то, что в фестивале принимают участие театры, которые были победителями, которые привозят свои работы – это значит они сегодня хотят с помощью фестиваля подниматься на новую творческую ступень. И, как вы понимаете, это очень важные шаги, которые не легкомысленны, которые ориентированы на жизнь и на зрителей.
Я с удивление услышала, что в этом проекте зрители не будут покупать билеты. Фестиваль, ориентированный на зрителя, мне кажется, это большое социальное событие, большое серьезное театральное гражданское деяние. Потому что, мы прожили очень проблемные периоды времени, когда, вы и читали, и слышали, и смотрели, как в разных городах России говорилось, что «зритель нам не нужен, зритель – это нулевая категория, зритель никого не интересует, захотят – заплатят, не захотят – не заплатят, самое главное – самореализация художника». Никто не против самореализации, но как она вписана эта самореализация в жизнь театра, в его историю, в его будущее, в жизнь города, в жизнь людей, которые составлять будут будущее этого города, в жизнь молодежи, вот, как мне кажется, сегодня это приоритетное векторное направление для размышлений театра о своем будущем.
Поэтому мне хочется в начале нашей работы на фестивале сказать о том, что «Смоленский ковчег» берет новую высоту, заявляет новые форматы взаимоотношений и с коллегами, и со зрителями. И хочется пожелать доброго пути».
Председатель жюри, доктор философских наук, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь, философ, театральный критик, главный научный сотрудник Белорусской Государственной академии искусств, лауреат премии Союза литературно-художественных критиков Республики Беларусь и премии имени Симеона Полоцкого Вадим Салеев:
«Я много раз посещал Смоленск, начиная с молодости, когда я еще учился в аспирантуре в Москве. Впервые меня город этот поразил в 69-м году и с тех пор он меня каждый раз в известной степени поражает. Вот и весной этого года, когда я был председателем жюри на Смоленском фестивале обычном, он меня поразил тем, что я как бы увидел срез лучших областных театров России. Это дорогого стоит. Настоящее, временами неподдельное, неискусственное искусство. Я был очень доволен общением в Смоленске весной этого года и до сих пор это обдумываю. А сейчас действительно, как сказала Ольга Валентиновна, новый какой-то своеобразный заход. Здесь мы увидим несколько театров. Посмотрим насколько они развиваются, насколько они движутся, насколько они не потеряли планку, что самое главное и самое трудное в общем-то в искусстве. Я очень надеюсь, что мы увидим новые стремления дойти до вершины.
И еще, я хотел бы, чтобы даже в наше тяжелое время, вы понимаете во всех отношениях, мы все-таки верили, согласно мыслям выдающегося реформатора театра ХХ века Антуана Арто, что театр в состоянии изменить мир».
Источник: Смоленская газета