Смоленская область занимает четвертое место в криминальном рейтинге по хищениям автотранспорта среди регионов ЦФО. Больше чем у нас «железных коней» воруют только в Москве, Московской и Тверской областях. В прошлом году было зарегистрировано 356 краж автотранспортных средств, в том числе 297 автомобилей.
Такие цифры были озвучены на видеоселекторном совещании в администрации области исполняющим обязанности начальника УВД Николаем Турбовцом.
Николай Михайлович отметил, что за последние шесть лет количество таких преступлений сократилось примерно в два раза, но по-прежнему остается высоким. Несмотря на то, что за эти годы силами милиции было ликвидировано шесть организованных преступных групп, занимавшихся нелегальным «автобизнесом», количество раскрытых злодеяний не превышает одной трети от совершенных. Больше всего от автокраж страдает население Вяземского, Рославльского и Гагаринского районов. Люди покупают машины за деньги, которые им принесла работа в Омске, Смоленске и других более крупных городах, и тут же лишаются своего имущества, заработанного тяжёлым трудом в других городах. Возникает вопрос - где справедливость?
Не последнюю роль в криминальной цепочке играют гаражно-строительные кооперативы, где преступники прячут краденые авто, перебивают номера агрегатов, кузовов или просто разукомплектовывают машины на запчасти.
Сегодня на территории области насчитывается порядка 320 ГСК, объединяющих в себе до 55 тысяч частных гаражей. 133 кооператива (около 33 тысяч гаражей) находятся в Смоленске. Лишь небольшая часть из них заключила договоры с частными охранными предприятиями или содержат сторожей. В большинстве случаев боксы с машинами оказываются брошенными в оврагах и на окраинах на произвол судьбы. Отсутствие освещения, ограждений, шлагбаумов, неконтролируемый въезд - выезд дополняют невзрачную картину и создают «тепличные» условия для преступников. Многие автовладельцы не рискуют оставлять там машины, и пользуются услугами охраняемых платных автостоянок. В то же время, чтобы стены не пустовали, сдают гаражи в поднаем всем желающим, в том числе, и «конокрадам», использующим помещения под «отстойники». Вычислять такие «точки» очень сложно, поскольку председатели ГСК, как правило, не имеют достоверной информации об истинных пользователях гаражей.
Управление внутренних дел попросило помощи у региональной законодательной и исполнительной власти в решении «гаражного» вопроса через принятие на уровне местного самоуправления новых законодательных актов. Речь идет о наведении элементарного порядка на территории ГСК: оборудовании пунктов пропуска автотранспорта владельцев гаражей, установке ограждений, препятствующих въезду посторонних машин, заключении договоров на охрану с частными охранными предприятиями. Кстати, это же предусмотрено уставами многих кооперативов.
Но одно дело написать правильный закон, другое - его реализовать. По некоторым данным, до двух третей членов крупных гаражных кооперативов на протяжении ряда лет не уплачивают взносы, и взыскать с них эту задолженность никто не в состоянии. Зато, по закону, компенсировать дыры в бюджете общественное объединение может только раскидав недоплату... на тех, кто платит. Вот и получается, что чем добросовестнее человек относится к своим обязанностям, тем больше страдает материально. И все финансовое бремя по установке заборов, найму охраны и обустройству пропускных пунктов ляжет именно на их плечи. При этом стоимость гаражей в последнее время значительно возросла. Стать владельцем стандартных «апартаментов» для своего авто площадью порядка 20 - 24 квадратных метров, расположенных поближе к центру города, можно примерно за 150 - 200 тысяч рублей. И, по словам риэлторов, это не последнее подорожание. Зато на окраинах цены почти не выросли и гараж, к которому перед тем, как загонять в него машину, надо приложить умелые руки и некоторые средства, можно приобрести даже за 50 тысяч.
автор: Алексей Егоров
РП Смоленск