С этим вопросом все чаще сталкиваются современные родители. В наше время все больше внимания родителей уделяется раннему развитию ребенка, его здоровью, интеллектуальному развитию. Ребенок чуть не с пеленок умеет включить на планшете мультик, позвонить по мобильному телефону, начинает разговаривать сразу на нескольких языках, занимается сразу в нескольких центрах развития ребенка, но в два года не может самостоятельно поесть, в три – одеться, а в пять – сам убрать свои игрушки. Причина такого поведения, прежде всего в воспитании.
Начнем с того, что самостоятельность в ребенке заложена самой природой, но родители по той или иной причине просто ее подавляют. Уже начиная с двух лет, ребенок многое хочет делать «сам», но родителям легче и быстрее исполнить это за него. Садясь за стол, малыш берет ложку, пытаясь набрать в нее содержимое из тарелки и затолкать это в рот. Но при этом разбрасывает еду вокруг тарелки и на пол, пачкает одежду. Родители вместо того чтобы одеть ему передничек для кормления, поставить тарелку немного дальше от края стола и усадить ребенка так, чтобы он как можно меньше ронял еду на пол, просто отнимают ложку и начинают кормить свое чадо. У ребенка складывается мнение, что он делает неправильно, и что без родителей с таким заданием не управиться. В таком случае, нужно набраться терпения и дать возможность ребенку сначала поесть самому, а уже потом, если он плохо поел, его докормить. Конечно, это требует больше усилий, поскольку после этого ребенка необходимо вымыть и после него убрать. Еще одним ярким примером неверного поведения родителей является одевание ребенка утром в садик. Малыш берет одежду и начинает медленно одеваться, часто запихивая ручку или ножку совсем не туда, куда надо. Родители вместо того, чтобы указать ребенку на ошибку, просто хватают, вытряхивают малыша из одежки и одевают правильно. Но нужно потратить немножко больше времени, показать ребенку, что же он сделал неправильно, и подождать пока он исправит ошибку. У большинства пап и мам не хватает времени и терпения на то, чтобы ждать, пока ребенок что-то сделает сам, исправить его ошибки и позволить ребенку сделать это еще раз правильно.
Еще одной ошибкой родителей, мешающей ребенку стать самостоятельным, является «гиперопека». Они не дают ни шагу сделать ребенку самому. До шести лет мама и накормит, и оденет, и уберет за ребенком, и нужную игрушку в коробке найдет, а потом удивляется, почему первоклассник не может сам собрать портфель, и даже самостоятельно найти тетрадку в папке.
Для того чтобы ребенок стал самостоятельным, не нужно особых правил воспитания, просто дайте возможность ребенку реализовать то качество, которое у него уже есть от природы, не подавляйте его, а всячески поддерживайте.
Автор: Георгий Диденко