Учебный год в российских школах начался всего два с небольшим месяца назад. Однако по количеству заявленных новшеств, которые, если верить выступлениям власть имущих, ожидают школьников, педагогов и их родителей, он уже «переплюнул» многие предыдущие годы. Наибольший трепет по традиции вызывают заявления, связанные с весенне-летней выпускной кампанией и многострадальным ЕГЭ.
Недавно назначенный министр образования Ольга Васильева уже дала понять, что полностью отказываться от уже привычного формата ведомство не намерено. Но и останавливать преобразования в ЕГЭ (и начатые предыдущими руководителями Минобрнауки, и задуманные командой нового главы ведомства) власть, похоже, не собирается.
Если верить официальным заявлениям и уже постепенно появляющейся информации о порядке проведения Единого государственного экзамена в 2017 году, основные принципы проведения ЕГЭ, внедрённые предшественниками Васильевой, грядущей весной останутся в силе. В частности, математику по-прежнему можно будет сдавать на базовом и профильном уровнях, а в ЕГЭ по английскому языку сохранится устная часть.
Сдача экзамена, как и прежде, пройдёт в три «волны» – с 14 марта по 7 апреля (предварительная), с 29 мая по 30 июня (основная) и с 4 по 15 сентября (резервная для пересдачи экзамена по русскому языку и базовому уровню математики). Выбрать экзамены для сдачи в основную волну 11-классникам придётся уже до 1 февраля. Для выпускников прошлых лет и ряда других категорий желающих сдавать экзамен этот срок значительно дольше – им можно окончательно определиться за 2 недели до экзамена.
Технические перемены в процедуре проведения экзамена в 2017 году коснутся трёх предметов: биологии, физики, химии. Так, из контрольно-измерительных материалов по этим предметам исчезнут тестовые задания с выбором ответа, а число заданий в КИМах о биологии и химии немного уменьшится (вместо 40 заданий, над которыми корпели выпускники 2016 года, химикам предложат 34 вопроса, биологам – 28). Одновременно с этим время экзамена по биологии вырастет на полчаса – со 180 до 210 минут.
Процедура сдачи экзаменов по остальным предметам не изменится. Никуда не исчезнет и ставшее уже привычным сочинение, которое российские школьники уже третий год подряд будут писать в начале декабря. Оцениваться оно по-прежнему будет по системе «зачёт-незачёт». Вузы же, как и в прошлом году, по своему усмотрению смогут «конвертировать» его результаты в дополнительные баллы.
Отметим, что радикальных новшеств в процедуре ЕГЭ в 2017 году пока не ожидается. На данный момент Минобрнауки не только осторожничает с собственными инициативами, но и не торопится продолжать и развивать начатое предшественниками. Например, третий обязательный экзамен (предполагалось, что это будет английский язык) пока не появится, да и с устной частью в других предметах ведомство не спешит. Пока предполагается, что устная часть экзамена по русскому языку появится в 2018 году. Это произойдёт в случае, если в 2017-м этот механизм пройдёт успешную апробацию в некоторых регионах, где сдать экзамен в таком формате предложат выпускникам девятых классов.
Единственным, но довольно ощутимым радикальным новшеством приёмно-выпускной кампании 2017 г. могут стать так называемые всероссийские проверочные работы. Это аналог традиционных, но изрядно подзабытых годовых контрольных, которые будут проведены по предметам, не являющимся обязательными для сдачи Единого государственного экзамена.
Весной грядущего года школьников ждут испытания по физике (25 апреля), химии (27 апреля), биологии (11 мая), географии (16 мая) и истории (18 мая). Ожидается, что задания, как и при проведении Единого государственного экзамена, будут едиными для всей страны. Правда, информации о том, как власти намерены бороться с неизбежной «взаимопомощью» в соцсетях, связанной с большим количеством часовых поясов (когда на Дальнем Востоке экзамен закончится, в Москве он ещё не начнётся), и будут ли наказывать пойманных на списывании, пока нет. Отметим, что ни на допуск к ЕГЭ, ни на оценку его результата проверочные работы не повлияют. По задумке авторов идеи они нужны исключительно для оценки уровня знаний и, соответственно, эффективности образовательного процесса в конкретной школе.
Рабочий путь