Первыми обвиняемыми по делу о катастрофе польского Ту-154 под Смоленском стали командир 36-го полка польских ВВС и командир эскадрильи, в которой числился разбившийся самолет. Им грозит до трех лет лишения свободы.
Стали известны имена двух польских военных, которые проходят обвиняемыми по делу о катастрофе президентского Ту-154 под Смоленском.
Обвинения в ненадлежащем исполнении обязанностей предъявлены подполковнику Рышарду Рачиньскому, возглавлявшему расформированный элитный 36-й полк польских ВВС.
Второй обвиняемый – командир эскадрильи «тушек» подполковник Бартош С., непосредственный начальник разбившихся летчиков.
Имена обвиняемых офицеров газете Wyborcza сообщил бывший юрист 36-го полка Анджей Верневич. Он работал в полку в апреле 2010 года и летом ушел в отставку. Сейчас он является адвокатом Рачиньского. «Пожалуйста, говорите имя, полковник не боится и не стыдится», – сказал он.
По словам адвоката, обвинения фактически полностью повторяют доклад польской комиссии о причинах катастрофы. Верневич называет его «достаточно общим», конкретных нарушений в нем не указывается.
О том, что в деле о катастрофе Ту-154 под Смоленском появились первые обвиняемые из расформированного элитного полка, накануне заявил представитель польской военной прокуратуры Марчин Максян. Подробности он сообщить отказался. Но известно, что ни Рачиньский, ни подполковник С. не были арестованы или задержаны и находятся на свободе.
Согласно докладу министра внутренних дел Польши Ежи Миллера, Рачиньский утверждал состав экипажа президентского Ту-154 и его готовность к полету в Смоленск. Подполковник С. же, по докладу Миллера, не проверил компетентность экипажа. Например, русский язык знал только командир экипажа Аркадиуш Протасюк. Кроме того, как следует из доклада, в 2008 году многие офицеры элитного 36-го полка ВВС Польши ушли в отставку. В результате новый состав пришлось готовить в спешке, а хороших «инструкторских кадров» в полку не было. Проходили подготовку и сдавали экзамены пилоты с многочисленными нарушениями: их быстрая подготовка рассматривалась руководством как «крайняя необходимость». Пилоты мало тренировались, и в итоге в докладе сделан вывод, что третью категорию квалификации, позволяющую сажать самолет в сложных условиях, летчики получили незаконно.
«Оказывается, в день происшествия пилот не имел действительного допуска к выполнению посадок в качестве командира самолета Ту-154», – резюмировали польские специалисты.
Такого разрешения не было и у второго пилота, который также не участвовал в тренировочных полетах. Работу системы навигации пилоты знали не полностью. В докладе упоминаются и прочие нарушения.
Комментировать, что именно могут вменить в вину военным, адвокат не стал, пояснив, что хочет дождаться разъяснений следствия. В докладе перечислены обстоятельства, приведшие к трагедии, а не причины катастрофы, подчеркнул Верневич. По его словам, причины как раз и предстоит выяснить правоохранительным органам.
Рачиньскому и подполковнику С., передает канал TVN24, грозит до трех лет лишения свободы.
36-й элитный полк после доклада Миллера был расформирован. В день, когда доклад был обнародован, в отставку ушел министр обороны Богдан Клих. Вскоре премьер-министр Дональд Туск объявил, что увольняет заместителя министра национальной обороны и 13 генералов. Затем президент Польши Бронислав Коморовский заявил, что польская армия будет реформирована. По его словам, после смоленской катастрофы она стала предметом «пристального внимания и критики».