Любовь к селенографии
Раньше рабочий кабинет Юрия Гагарина находился на служебной территории Звездного городка, а после его гибели все экспонаты, включая мебель, перенесли в один из залов Дома космонавтов. Расположили их точно в таком же порядке, как и прежде. 12 апреля 1969 года кабинет торжественно открыли для посетителей. Сразу же приковывает внимание светло-коричневый глобус Луны на небольшом круглом столике рядом с большим столом Гагарина. Это подарок академика Глушко. Кстати, его создание стало возможным после 4 октября 1959 года, когда станция «Луна-3» впервые сфотографировала и передала на Землю изображение обратной стороны спутника Земли.
Ни для кого не секрет, что и Юрий Гагарин мечтал слетать на Луну и готовился к этому увлекательному путешествию. Поэтому изучал удивительную науку селенографию - науку о Луне. Первый рисунок естественного спутника нашей планеты сделал в 1609 году
Галилей, а первую полную лунную карту составил в 1647 году польский астроном Гевелий. Порядок в названиях лунных кратеров и других объектов в 1651 году навел итальянец Риччиоли. Имена этих и других астрономов были хорошо известны первому космонавту. С каким упоением он вглядывался в моря Спокойствия, Ясности, океан Бурь, в горные хребты и многочисленные кратеры. Быть может, представлял, как на управляемом «луннике» совершает посадку на таинственную Селену, делает свои первые шаги. Но не суждено было ни Юрию Алексеевичу, ни другим советским космонавтам осуществить задуманное: американцы смогли первыми в 1969 году покорить Луну. А советскую программу после серии неудач с мощной ракетой-носителем Н1 пришлось свернуть.
Смоленск был всегда рядом
На противоположной от стола стене вывешена огромная фотопанорама Смоленска - вид на город со стороны Заднепровья. Работа подарена космонавту кем-то из смоленских фотографов. По словам экскурсовода, это единственное украшение кабинета Юрия Алексеевича. Однако космонавт, скорее всего, вывесил панораму не ради украшения, а чтобы почаще вспоминать город на Днепре, в котором он дважды бывал до полета в космос и шесть раз после этого. На фотографии - мост через Днепр. Слева - надвратная Одигитриевская церковь, а на вершине Соборной горы во всей красе предстает главный храм города. Бывал ли Гагарин в нашем кафедральном Успенском соборе? Прямых свидетельств этого нет, но, по некоторым данным, он заходил в соборный храм еще до полета в космос. Возможно, вид родного города пробуждал в его душе самые теплые воспоминания и заставлял забывать о всяких неприятностях.
Кабинет – стартовая площадка
Почти полстены гагаринского кабинета занимает огромная карта Советского Союза. На ней хозяин отмечал места посадки космических кораблей. Над дверью – настенные часы, сотрудники музея остановили стрелки на отметке 10 часов 31 минута. Именно в это время трагически погибли Владимир Серегин и Юрий Гагарин. В широком книжном шкафу на полках лежат личные книги космонавта: учебники по философии, альбом «Катера и яхты», книги «Иду на таран», «Человек над планетой», «Каменный пояс» и другие. Много изданий на иностранных языках, большинство из них - подарки. На столе лежит большая книга предстартовых записей экипажей космических кораблей. В ней космонавты обещали выполнить свои полеты по-гагарински. Есть и записи астронавтов из других стран. Еще ни один экипаж не улетел на космодром Байконур, не посетив гагаринский кабинет. Такая сложилась традиция. И не случайно рабочий кабинет Гагарина называют стартовой площадкой Звездного городка. А перед полетом космонавты по очереди присаживаются на гагаринское кресло (еще одна традиция), только им разрешается это делать. Постепенно в отряде космонавтов сложилось много других традиций и даже ритуалов. Например, они в обязательном порядке перед полетом посещают Красную площадь. Много традиций и на космодроме Байконур. Так, когда ракету вывозят на старт, на рельсы подкладываются монетки. А в последние годы ракеты перед стартом принято освящать, окропляя их и космонавтов святой водой. Делает это священник, служащий в байконурском храме Святого Георгия Победоносца. Стали обязательными молебны накануне полета и после возвращения тружеников космоса с орбиты.
В поле зрения - «Джемини»
На гагаринском столе лежит несколько любопытных документов, в том числе описание полетов американских астронавтов по программе «Джемини». Юрий Алексеевич не только вникал в отечественные проекты, но и внимательно изучал опыт соперников по космической гонке. Он записал, что 8 апреля 1964 года с мыса Кеннеди на орбиту был запущен корабль «Джемини-1» без астронавта, весом 3 265 килограммов. После четырех суток полета последняя ступень с кораблем вошла в плотные слои атмосферы и сгорела. А уже в марте 1965-го, когда Москва встречала своих космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова, американцы подняли на орбиту «Джемини-3» с двумя астронавтами на борту. Гагарин сделал для себя пометку: американцам удалось провести первый маневр на орбите с использованием ручного управления. Он анализировал и все последующие полеты американских астронавтов, беря на заметку их достижения и неудачи. Зафиксировал в своих записях, что в июне 1965 года корабль «Джемини-4» совершил 62 оборота вокруг Земли и пролетел почти за 97 часов 2 590 000 километров. Тем самым астронавты установили два мировых рекорда - на продолжительность и дальность космического полета в классе орбитальных полетов на многоместных кораблях. Однако абсолютные мировые рекорды по этим показателям оставались за Советским Союзом, ведь космонавт Валерий Быковский за пять суток сделал 81 виток (3 325 957 километров). И тем не менее, отдавая должное подвигу американцев, первый космонавт мира послал им телеграмму: «Вашингтон, США. Космонавтам Джеймсу Макдивитту, Эдварту Уайту. Шлем вам наши поздравления с успешным завершением космического полета на корабле «Джемини-4». Выражаем надежду, что космические полеты будут служить делу мира и прогресса человечества. От советских космонавтов Юрий Гагарин. Москва, 8 июня 1965 г.»
Раньше рабочий кабинет Юрия Гагарина хранит память о Смоленске
Опубликовано 11 августа 2011 года
Читайте также
Вы можете оставить комментарий, или trackback с Вашего сайта.