Изменения, происходящие в современном обществе, способствуют формированию новых приоритетных ценностей и стратегий во всех сферах жизни и деятельности, в том числе и в образовательном процессе. Реформирование системы образования определяется рядом законов, программ и деклараций. На их основе современная методика обучения истории ориентирует на необходимость формирования исторической компетентной личности, которая имеет собственные взгляды на события и процессы, умеет логически рассуждать, подвергать критике определенные суждения, доказывать собственную точку зрения и толерантно воспринимать взгляды других.
Зам Минобразования Наталья Третьяк сообщает, что содержание отрасли “Обществознание” должно обеспечить формирование социально адаптированной и ответственной личности, способной к самореализации, через приобретение учеником таких компетентностей:
1. Самостоятельно находить, анализировать, систематизировать, оценивать и использовать информацию из различных источников о жизни общества и человека в нем.
2. Учитывая исторический и социальный опыт предыдущих поколений, исследовать общественные проблемы, прогнозировать тенденции общественной жизни, делать ответственный выбор способа их решения в процессе обучения, в личной и общественной жизни.
3. Реализовывать и защищать свои права и интересы в условиях гражданского общества и применять стратегии поведения, направленные на укрепление государства.
4. Эффективно общаться, взаимодействовать и сотрудничать с отдельными лицами, различными социальными группами, применять демократические технологии принятия коллективных решений, учитывая собственные интересы и нужды других граждан.
Предметные компетенции - те, что их приобретает ученик при изучении определенного предмета в течение конкретного учебного года или ступени обучения. Например, среди предметных компетентностей для дисциплины “История” ученые выделяют такие: хронологическая, пространственная, информационная, языковая, аксиологическая и логическая. Вообще, логика - это наука о законах правильного мышления, требования, которой предъявляются к последовательному и доказательному рассуждению. Подавляющее большинство людей мыслит интуитивно, а потому даже не представляет себе всю сложность теоретической стороны логических процессов.
Структура логической предметно-исторической компетентности включает в себя целый комплекс специфических умений (толковать исторические понятия; применять исторические понятия для объяснения исторических явлений и процессов; осмысливать учебный исторический материал, выделять в нем главное; анализировать и синтезировать исторический материал; обобщать, классифицировать исторический материал; формулировать выводы и т.п.), знаний (исторические термины, понятия и их различные определения; исторические факты, явления, процессы; существенные черты, детали, признаки, связи и тенденции исторических событий,; внешние и внутренние признаки исторических явлений; биографии исторических лиц; суждения; умозаключения; оценки и т.д.), опыта (применять исторические понятия во время объяснения материала; анализировать и синтезировать исторический материал, выделять в нем главное; обобщать, классифицировать, сравнивать; определять существенные признаки; владеть приемами индуктивного и дедуктивного мышления.
Автор: Георгий Диденко